«СОГЛАСОВАНО»

Председатель Совета Учреждения

 

______ ____             И.М. Сорокин

 

  

 

 

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ  СОШ №77

 

_________ В.П. Латынина

 

Приказ № ___  

 от «     »__________201__г.           

 

Председатель родительского

комитета МБОУ СОШ №77

 

____________Т.В. Ускова

 

 

 

 

 

 

 

Положение о системе отметок, формах, порядке

и периодичности промежуточной аттестации, включая внеурочные достижения, надпредметные, ключевые, социальные компетенции обучающихся

в образовательной организации

 муниципальное  бюджетное общеобразовательное  учреждение  средняя общеобразовательная школа №77

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. ВОРОНЕЖ

 

 

1.     Общие положения.

1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральным Законом № 273-ФЗ  от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации», приказами Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основного общего, среднего общего образования», Уставом, «Правилами внутреннего распорядка», Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ СОШ №77».

Положение регламентирует содержание и порядок промежуточной аттестации обучающихся.

Текущая и промежуточная аттестация обеспечивает контроль за эффективностью учебной деятельностью, а, следовательно, образовательного процесса в целом, и является (в случае успешного прохождения) основанием для перевода школьника в следующий класс, средством повышения ответственности каждого учителя-предметника за результаты труда, за степень освоения обучающимися государственного образовательного стандарта, определенного образовательной программой в рамках учебного года или курса в целом, достижение планируемых результатов освоения начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

1.2. Настоящее Положение рассматривается педагогическим советом, имеющим право вносить в него свои изменения и дополнения, и утверждается приказом по учреждению.

1.3.   Цели и предмет промежуточной аттестации:

1.3.1. Промежуточная аттестация индивидуальных достижений обучающихся, осваивающих государственный образовательный стандарт, включает в себя:

-установление фактического уровня теоретических знаний по предметам обязательного компонента образовательного плана, их практических умений и навыков; соотнесение этого уровня с требованиями государственного образовательного стандарта;

-контроль выполнения образовательных программ;

-внеурочные достижения;

-надпредметные компетенции;

-ключевые компетенции;

-социальные компетенции.

1.3.2. Предметом текущей и промежуточной аттестации для школьников, обучающихся по ФГОС, является:

-уровень достижения предметных и метапредметных результатов освоения начального общего образования, необходимых для продолжения образования;

-уровень формирования способности обучающихся к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач и навыков проектной деятельности;

-динамика формирования отдельных личностных качеств;

2.Содержание и периодичность текущей и промежуточной аттестации.

2.1. Промежуточная аттестация обучающихся включает в себя поурочное, почетвертное оценивание результатов учебной деятельности обучающихся (текущая аттестация), а также оценивание результатов тестирования, в том числе в форме защиты проекта, и контрольных работ за учебный год (годовая аттестация).

2.2. Периодичность текущей аттестации определяется учебной программой и образовательным (учебным) планом.

2.3. Годовая аттестация обучающихся осуществляется в конце учебного года и включает в себя проведение тестирования, в том числе в форме защиты проекта,  контрольных работ за учебный год в 3-4 классах.

2.4.   Промежуточная (годовая) аттестация проводится ежегодно, начиная с третьего года обучения.

2.5. С 1 четверти 3 класса  вводится традиционная 5-ти балльная система оценивания в соответствии с характеристиками цифровой оценки (отметки), указанной в письме Минобразования РФ от 19.11.1998 года № 1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе».

3.      Формы проведения текущей и промежуточной аттестации

3.1. Форма текущей аттестации обучающихся в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта (диктант, изложение, сочинение, контрольная работа, зачет, тестирование и др.) определяется учителем-предметником.

3.2.   Формами и методами текущего оценивания результатов личностного развития, динамики формирования и уровня сформированности предметных и метапредметных результатов в соответствии с требованиями ФГОС НОО являются:

-целенаправленное наблюдение;

-листы наблюдений, линейки достижений;

-диктанты, изложения, сочинения, тестирования, контрольное списывание и т.д.

-оценочные листы выполнения отдельных видов работ;

стартовая диагностика сформированности УУД;

-выполнение проверочных (тематических) работ по всем предметам;

-стандартизированные входные и итоговые проверочные работы;

-текущее выполнение учебных исследований и учебных проектов;

-промежуточные и итоговые комплексные работы на межпредметной основе;

-текущее выполнение выборочных учебно-практических и учебно-познавательных задач;

-защита итогового индивидуального проекта;

-результаты разнообразных внеучебных и внешкольных работ, достижений обучающихся.

3.3.   Формой промежуточной аттестации индивидуальных образовательных достижений обучающихся является модель «портфолио» индивидуальных образовательных достижений обучающихся.

4. Порядок проведения промежуточной аттестации.

4.1.   Тексты для проведения контрольных работ по предметам в переводном классе составляются учителем с учетом содержания учебных программ.

4.2.   Порядок проведения промежуточной аттестации индивидуальных образовательных достижений обучающихся определен положением о модели портфеля индивидуальных образовательных достижений обучающихся («портфолио»).

5. Система оценивания текущей и промежуточной аттестации обучающихся.

5.1. Письменные и устные ответы обучающихся в ходе текущей и промежуточной аттестации оцениваются количественно по пятибалльной системе в соответствии с действующими нормами оценки предметных компетенций обучающихся. При выставлении отметок рекомендуется пользоваться критериями, указанными в программах по соответствующему предмету.

Отметка может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку обучающегося отводится определенное время), но и за сосредоточенный по времени, т.е. за сумму ответов, данных обучающимися на протяжении всего урока, при условии, если в процессе урока осуществлялась проверка их предметных компетенций на практике. Учитель может оценивать работу обучающегося и на каждом этапе урока.

5.2.   Учитель не имеет права ставить отметку по предмету за поведение обучающегося на уроке или отсутствие у него письменных принадлежностей.

5.3.   При выставлении отметки за устный ответ обучающегося необходимо руководствоваться следующими критериями:

-полнотой и правильностью ответа;

-степенью осознанности и понимания изученного;

- владением терминологией предмета.

Отметка «5» ставится, если обучающийся:

полно излагает изученный материал, дает правильные определения предметных терминов; обнаруживает применение материала, может обосновать свои суждения, применять на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;

излагать материал правильно и логически последовательно.

 Отметка    «4»     ставится,     если     обучающийся    дает    ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и оформлении излагаемого.

Отметка «3» ставится, если обучающийся показывает знание и понимание основных положений по данной теме, но:

излагает материал, при этом допускает неточности в определении понятий или формулировке правил и законов; не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновывать свои суждения и приводить свои примеры;

излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в терминологии.

Отметка «2» ставится, если обучающийся обнаружил незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений, правил, искажает их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.

Отметка «1» не ставится, т.к. является неудовлетворительной, как и отметка «2».

5.4.   В случае оценивания знаний обучающегося на «2» (неудовлетворительно), учитель обязан опросить его в 2-х- 3-х дневный срок.

5.5. При оценивании письменных работ обучающихся необходимо пользоваться критериями оценивания, указанными в образовательных программах по соответствующим предметам, учитывать специфику предмета.

5.5.1. Особенности оценки личностных, метапредметных и предметных результатов.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы в соответствии с  ФГОС НОО предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.

5.5.2. Особенности оценки личностных результатов.

Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных учебных действий, включающих:

-сформированность основ гражданской идентичности личности;

-готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовность к выбору направления профильного обучения;

-сформированность социальных компетенций.

Оценка этих результатов образовательной деятельности осуществляется в ходе неперсонифицированных мониторинговых исследований на основе централизованно разработанного инструментария (является внешней оценкой) и в целях оптимизации личностного развития обучающихся.

5.5.3.Особенности оценки предметных результатов.

Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам.

Основным объектом оценки предметных результатов в соответствии с требованиями ФГОС ООО является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий.

Система оценки предусматривает уровневый подход к содержанию оценки и инструментарию для оценки достижения планируемых результатов.

Система оценки предметных результатов освоения учебных программ с учётом уровневого подхода, принятого в ФГОС ООО, предполагает выделение базового, повышенного, высокого, пониженного и низкого уровня достижений планируемых результатов.

Базовый уровень достижений — уровень, который демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга) выделенных задач. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующей ступени образования. Достижению базового уровня соответствует отметка «удовлетворительно» (или отметка «3», отметка «зачтено»).

Превышение базового уровня свидетельствует об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов.

Повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо» (отметка «4»).

Высокий уровень достижения планируемых результатов, оценка «отлично» (отметка «5»).

Повышенный и высокий уровни достижения отличаются по полноте освоения планируемых результатов, уровню овладения учебными действиями и сформированностью интересов к данной предметной области.

Для описания подготовки учащихся, уровень достижений которых ниже базового, выделяется:

Пониженный уровень достижений, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»).

Не достижение базового уровня (пониженный уровень достижений) фиксируется в зависимости от объёма и уровня освоенного и неосвоенного содержания предмета. Пониженный уровень достижений свидетельствует об отсутствии систематической базовой подготовки, о том, что обучающимся не освоено даже и половины планируемых результатов, которые осваивает большинство обучающихся, о том, что имеются значительные пробелы в знаниях, дальнейшее обучение затруднено. При этом обучающийся может выполнять отдельные задания повышенного уровня.

Решение о достижении или недостижении планируемых результатов или об освоении или неосвоении учебного материала принимается учителем на основе результатов выполнения заданий базового уровня. В период введения ФГОС ООО критерий достижения освоения учебного материала задаётся как выполнение не менее 50% заданий базового уровня или получение 50% от максимального балла за выполнение заданий базового уровня.

5.5.4.Особенности оценки метапредметных результатов. Основным объектом оценки метапредметных результатов является:

-способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению;

-способность к сотрудничеству и коммуникации;

способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;

способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;

-способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

5.5.5. Особенности оценки индивидуального проекта.

Индивидуальный   итоговый   проект  представляет  собой   учебный

проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных  предметов  с  целью  продемонстрировать  свои достижения  в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную).

Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого обучающегося, его невыполнение равноценно получению неудовлетворительной оценки по любому учебному предмету.

В соответствии с целями подготовки проекта руководителем проекта для каждого обучающегося разрабатываются план, программа подготовки проекта, которые должны включать требования по следующим рубрикам:

-организации проектной деятельности;

-содержанию и направленности проекта;

-защите проекта;

-критериям оценки проектной деятельности.

5.6.   Отметка за четверть, год выставляется на основании текущих отметок, полученных обучающимися за письменные работы и устные ответы и с учетом их фактической подготовки по всем показателям ко времени выделения этой оценки. При выставлении оценок за четверть учитывается наличие достаточного количества текущих отметок:
если предмет изучается в течение одного часа в неделю, количество текущих отметок должно быть не менее трех. Количество текущих отметок измеряется соответственно увеличению количества учебных часов в неделю.
Отметки по итогам четвертей выставляются обучающимися независимо от формы получения образования (семейное образование, самообразование, экстернат, индивидуальное обучение на дому).

Годовая отметка должна отражать фактическую картину знаний обучающихся в течение всего учебного года и вытекать из конкретных результатов обучения за четверть. При выставлении годовой отметки предпочтение отдается результатам обучения во 2-м полугодии.

5.7.   Годовые отметки выставляются за два дня до начала каникул или начала аттестационного периода. Классные руководители обязаны довести до сведения обучающихся и их родителей итоги аттестации и решение
педагогического совета школы о переводе обучающегося, а в случае неудовлетворительных результатов учебного года  - в письменном виде под роспись родителей с указанием даты ознакомления.
Письменное извещение родителям о неудовлетворительных результатах учебного года хранится в личном деле обучающегося.

Показатели качества учебных достижений включают в себя показатели готовности к обучению и показатели освоения обучающимися учебных программ, программ развивающего обучения, профильного и углубленного уровней. Фактические показатели качества учебных достижений устанавливается по результатам государственной (итоговой) аттестации школьников, мониторинговых исследований.

Показатели внеурочных достижений и общего компетентного уровня включает в себя показатели индивидуальных достижений обучающегося, сформированные в учебное и внеучебное время. Фактические показатели общего уровня компетенции устанавливаются на основе документов, подтверждающих успешность участия в предметных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, научно-практической деятельности, социально-значимых проектах и акциях различной направленности.

5.8.Система и структура оценки индивидуальных образовательных достижений обучающихся определены в положении о модели портфеля индивидуальных образовательных достижений обучающихся («портфолио»).

6. Права и обязанности обучающегося.

6.1.В случае несогласия обучающихся и их родителей с выставленной итоговой оценкой по предмету она может быть пересмотрена. Для пересмотра на основании письменного заявления родителей, приказа по школе создается комиссия из трех человек, которая в форме экзамена или собеседования в присутствии родителей обучающегося определяет соответствие выставленной отметки по предмету фактическому уровню его знаний. Решение комиссии оформляется протоколом и является окончательным. Протокол хранится в личном деле обучающегося.

7. Оформление документации учреждения по итогам промежуточной аттестации обучающихся.

7.1.   Итоги промежуточной аттестации обучающихся выставляются в
отдельной графе в классных журналах в разделах тех предметов, по которым
она проводилась. Итоговые отметки по учебным предметам с учетом
результатов промежуточной аттестации за текущий учебный год должны
быть выставлены до 01 июня.

7.2.   Родителей (законных представителей) обучающегося
своевременно, в письменной форме знакомят с неудовлетворительными
отметками, полученными им в ходе промежуточной аттестации, и решением
педагогического совета о повторном обучении в данном классе или условном
переводе обучающегося в следующий класс после прохождения им
повторной промежуточной аттестации. Копия этого сообщения с подписью
родителей хранится в личном деле обучающегося.

7.3. Письменные работы, материалы по защите проектов и протоколы устных ответов обучающегося в ходе промежуточной аттестации хранятся в учреждении в течение одного года.

7.4. Порядок формирования, хранения и передачи баз данных по результатам оценки индивидуальных образовательных достижений обучающихся определены в положении о модели портфеля индивидуальных образовательных достижений обучающегося («портфолио»).